Человек на Луне: потенциальный «Оскар» Райана Гослинга

Насколько живучи теории заговора! Одна из таких «ветеранок» называется «Лунный заговор». Ее сторонники до сих пор придерживаются мнения, что экипаж «Аполлона 11» во главе с Армстронгом не высаживался на Луну, а их документальная съемка – подделка. Мало того, к теории приплели знаменитого режиссера Стэнли Кубрика, мол, это он снял фальшивку на студии Голливуда. Позже Кубрик был «оправдан».

Сегодня мы делаем то, чего не делали никогда: говорим о фильме, премьера которого намечена у нас на конец ноября 2018-го, однако его уже показали на Венецианском кинофестивале – 29-го августа, так что есть повод для обсуждения! Итак, в рубрике «Книга vs экранизация» гостит байопик «Человек на Луне», снятый по документальному роману «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга» Джеймса Р. Хэнсена.

Огромный скачок для человечества

Как известно, «битва» за космос между СССР и США продолжалась десятилетия, и если наши опередили штатовцев, отправив на орбиту Юрия Гагарина, то американцы отыгрались на Луне, высадив туда командира «Аполлона 11» Нила Олдена Армстронга и Эдвина «Базза» Олдрина. Историческое событие произошло 20 июля 1969-го года. Оказавшись на спутнике Земли, Армстронг произнес легендарную фразу: «Это один маленький шаг для человека, но огромный скачок для всего человечества».

Ее хотел экранизировать Иствуд

История экранизации книги Хэнсена «First Man: The Life of Neil A. Armstrong» началась давно, в 2003-м, тогда фильм планировал снять Клинт Иствуд, а сам Армстронг был еще жив (его не стало в августе 2012-го, после операционных осложнений в возрасте 82-х лет). Студия Warner Bros. приобрела права на биографию. Но проект все откладывался, пока им не заинтересовалась Universal Pictures. Она перекупила право поставить «долгострой», и осенью 2015-го начались подготовительные работы. 

Шазелл: от музыкантов – к астронавтам

Был найден актер на заглавную роль – Райан Гослинг, съемки запланировали в Атланте, режиссерское кресло предложили Дэмьену Шазеллу. Этот молодой постановщик уже успел сделать себе имя и завоевать «Оскар» за мюзикл «Ла-Ла Ленд». Интересно, что первые два фильма Шазелла были о музыкантах – барабанщике («Одержимость») и джазисте, влюбившемся в начинающую актрису («Ла-Ла Ленд»). Сейчас перед Дэмьеном стояла более серьезная задача: рассказать о герое нации и одном из прославленнейших людей ХХ столетия. Как же он с ней справился?

А справился Шазелл потрясающе! Собственно, сам подвиг Армстронга, этот его первый шаг по лунной поверхности, стал лишь поводом поговорить об увлеченном мужественном парне, которому пришлось много трудиться, чтобы осуществить планы и мечты. Когда Луна была «укрощена», Нилу только-только исполнилось 39 лет, а он уже достиг того, чего добивался. Повествование подробно останавливается на годах, предшествующих полету, так что зрителю предстоит увлекательное путешествие в ретро, на экране – 1960-е.

Главная звезда: мы надеемся на премии!

Райан Гослинг уже снимался у Шазелла, ведь это он исполнил роль Себа, Себастьяна, романтично и вдохновляюще увлеченного джазом пианиста в «Ла-Ла Ленде». Так что тандем Гослинг-Шазелл уже прошел «горнило» признания и наград. Правда, с «Оскаром» Гослингу не повезло: его партнерша по фильму Эмма Стоун ушла с церемонии со статуэткой, как и режиссер (всего у ленты 6 премий Киноакадемии). Зато Райан принес домой «Золотой глобус». Но знаете, он так сыграл Армстронга, что не удивимся, если актер получит третью номинацию в карьере и станет-таки лауреатом. Это был бы отличный, а главное –  заслуженный подарок исполнителю и его спутнице жизни, к тому же Райан и Ева Мендес ждут третьего ребенка (об этом актеры известили поклонников в конце июня 2018-го). У них уже есть две дочки, наверное, сына хотят?

Эмоциональный накал

К слову, премьера «Ла-Ла Ленда», тоже состоялась на Венецианском кинофестивале (как и «Человека на Луне»), возможно, это совпадение станет счастливым для съемочной группы? По крайней мере, мы знаем точно: реакция критиков и публики на байопик оказалась более чем восторженной. А ведь биографические ленты часто скучны. Но не в этом случае! Эмоциональный накал картины, сопровождающейся ошеломляющим саундтреком (в этом Шазелл – мастер), гораздо выше «космических спецффектов»,  хотя и они очень хороши. Мы оказываемся внутри самолета, корабля, модуля и видим, что происходит, глазами самого летчика-испытателя.

Клэр Фой: хамелеон в юбке

Вторая (наряду с Гослингом) мощная составляющая фильма – британка Клэр Фой, играющая первую жену астронавта Дженет Шерон. Супруга подарила мужу трех детей – двух мальчиков и девочку. Потеря дочери (она умерла маленькой) станет для Нила настоящим дементором, высосавшим душу у пилота, он трудно излечивался от раны, уйдя в работу – та помогала справиться с болью. Эта личная трагедия главного героя очень трепетно подана в фильме наряду с флешбэками, поэтому приготовьте не один носовой платочек. Однако мы отвлеклись от Фой. Она стала известной благодаря роли Елизаветы Второй в сериале «Корона», но в «Человеке на Луне» Клэр совершенно иная! Великолепная актриса, настоящий «хамелеон», будет обидно, если ее не выдвинут на «Оскар».

Прочный фундамент

Если говорить о второстепенном исполнительском составе, то это отлично справившиеся со своими задачами Кори Столл (Олдрин, второй землянин, ступивший на Луну), Джейсон Кларк (астронавт Уайт), Джон Бернтал (пилот Скотт, проводивший тесты «Джемини» вместе с Армстронгом). Все они – не просто «фон» для очень ярких центральных персонажей, они – монолит, фундамент, на котором держится вся история.

Расчет на премии? Нет, нет и нет! Кино – про мечтателей!

Можно было подумать, что амбициозный Шазелл намеренно взялся за проект – в расчете на грандиозность личности Армстронга, на патриотизм темы, на то, в конце концов, что фильм выходит в самый разгар «наградного» сезона (чем ближе к церемонии вручения «Оскара», тем выгоднее). 

Однако постановщик ни на грамм не изменил себе. Помните слоган-посвящение «Ла-Ла Ленда»? «Мечтательным безумцам». Армстронг тоже был мечтательным безумцем, его пример вдохновляет, зажигает, заряжает, и все наши текущие проблемы бледнеют по сравнению с ТАКИМ. Почему же мы должны подозревать режиссера в корысти?

Источник: fancy-journal.com